Тюнингованая светотехника и эксперименты с двигателем
Увлечение большими колесными дисками, тюнингованной светотехникой, а также эксперименты с двигателем могут стать причиной проблем с ГИБДД.
Несмотря на то, что населению одной шестой части суши десятилетиями внушали дух коллективизма, всегда находились те, кто хотел выделиться из толпы, не быть похожим на остальных. В значительной степени это проявилось в среде автомобилистов, ведь отечественный автопром не баловал разнообразием продукции.
Наиболее смелые примеры автомобильного технического творчества демонстрировались в популярной на советском телевидеии передаче. Вроде бы времена изменились, но Кулибиных, не жалеющих времени и денег на доработку своих железных коней, меньше не становится. Увы, но для полета фантазии все же есть определенные границы, пересекая которые автомобилист выходит за рамки закона. Давайте попробуем обозначить эти границы, а заодно уточнить, чем грозит их несоблюдение.
Начнем с наиболее распространенной формы «творчества» внешнего тюнинга. Если не брать в расчет всевозможную мишуру типа наклеек, спойлеров, антикрыльев, пальму первенства держат колесные диски, которые действительно позволяют улучшить внешний вид, хотя на ходовые качества, вопреки распространенному мнению, не сильно влияют. А порой и наоборот, увлечение слишком большим диаметром ухудшает динамику и комфорт, да и дилеры, если речь идет о гарантийных машинах, не всегда в восторге от таких доработок. Между тем претензии может высказать и ГИБДД, поскольку одно из условий законной эксплуатации соответствие технического состояния транспортного средства эксплуатационной документации. Иными словами, если производитель допускает определенную размерность колес, то именно такими они и должны быть. Нарушение грозит штрафом в 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
То же самое касается и экспериментов со светотехникой. К счастью, синие габаритные огни победили, зато самопальный ксеноновый свет до сих пор в достаточном количестве встречается на дорогах, нещадно слепя окружающих. Таким водителям надо сознавать, что рано или поздно очередь дойдет и до них, ведь нештатные лампы в фаpax головного света чреваты лишением прав на срок от полугода до года и конфискацией этих самых чудо-лампочек (часть 3 статьи 12.5). Отличить штатные газоразрядные фары от «колхозных» инспектор сможет по маркировке, которая наносится на корпус фары. Такие же санкции грозят, если спереди машины вдруг окажутся красные лампочки. К задней светотехнике закон более лоялен: установка лампочек любых цветов, кроме красного (для габаритов и стоп-сигналов), желтого (для поворотников) и белого (подсветка номера и фонарь заднего хода) грозит лишь штрафом в 500 рублей. По этой же причине надо быть аккуратным с подсветкой днища и установкой световых элементов из лент гибкого холодного неона.
Про тонировку сказано уже много, поэтому, не вдаваясь в подробности, напомним, что за затемненные стекла передней полусферы на первый раз оштрафуют на 500 рублей, а во второй раз могут арестовать на срок до 15 суток. Шторки на передних боковых стеклах грозят лишь штрафом в сумме все тех же 500 рублей. И даже надпись Premium не убедит инспектора, что они не ограничивают переднюю обзорность.
После того, как номер двигателя перестали указывать в регистрационных документах, некоторые автовладельцы вздохнули с облегчением. Но ошибкой будет полагать, что вместо штатного 100-сильного атмосферника можно без опасений устанавливать шести-цилиндрового монстра, либо подобрать турбированную замену. Такие действия рассматриваются как изменение конструкции транспортного средства и требуют согласования с ГИБДД в особом порядке. Если дать делу официальный ход, то как минимум надо готовиться к замене коробки передач и тормозов под изменившиеся динамические характеристики автомобиля. Тюнинг системы выпуска, связанный с установкой прямоточных глушителей, также не пройдет безнаказанным: статья 8.23 КоАП предусматривает штраф, хоть и символический — 500 рублей.
Да, существующие штрафы могут показаться смехотворными, особенно по сравнению со стоимостью некоторых доработок. Однако, во-первых, в последнее время прослеживается четкая тенденция к ужесточению штрафных санкций. Ну а во-вторых, и это главное, если бездумные доработки станут причиной аварии с серьезными последствиями, то для владельца все может обернуться гораздо печальнее, ведь не зря закон отнес автомобили и мотоциклы к источникам повышенной опасности.
Проверки на дорогах
С переходом технического осмотра полностью на коммерческие рельсы и переподчинением всей системы автостраховщикам государство в значительной степени утратило возможности контролировать техническое состояние транспортных средств, колесящих по дорогам. Между тем у него в руках находится такой действенный механизм, как ГИБДД, сотрудники которой наделены соответствующими правами.
Мнение о том, что это прерогатива лишь представителей подразделений технического надзора, ошибочно.
У инспектора дорожно-патрульной службы также есть законное право остановить, проверить и наказать излишне рьяного тюнингиста. Конено, возможности инспектора ДПС скромнее, чем у представителя технадзора, однако несоответствия конструкции, которые могут быть определены визуально или с помощью нехитрого оборудования (например, для проверки светопропускаиия стекол), также находятся в пределах его компетенции. Если же на дорогу выходит инспектор профильного подразделения, то его полномочия гораздо шире, ведь помимо соответствующих знаний он располагает и необходимым оборудованием, а значит, на чистую воду могут быть выведены многие, чрезмерно увлекающиеся доработками, автовладельцы.