Ремонт автомобиля с использованием запчастей заказчика
Организации, у которых нет возможности самостоятельно отремонтировать автомобиль, провести его техническое обслуживание (далее — ТО), обращаются к специалистам, как правило, организациям автосервиса. При этом необходимые для ремонта и ТО запасные части и иные материалы (далее — запчасти) организация-заказчик может приобрести сама и передать их автосервису.
Рассмотрим, какие документы оформляются на проведение работ по ремонту и ТО с использованием запчастей заказчика, как отражаются данные операции в бухгалтерском и налоговом учете у заказчика и организации автосервиса.
Документы на приемку (передачу) автомобиля и его ремонт
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей осуществляются на основании договора, заключенного между организацией-заказчиком и автосервисом. Использование в работе запчастей заказчика обусловливается договором. Порядок ТО и ремонта автомобилей регулируется техническими нормативными правовыми актами, на основании которых организации автосервиса вправе разработать и утвердить локальный правовой акт (положение, инструкцию) о порядке проведения обслуживания транспортных средств.
Основными документами, которые оформляют организации автосервиса, являются:
- заявка. Она составляется, как правило, в двух экземплярах, один из которых выдается заказчику, другой остается у организации автосервиса;
- приемо-сдаточный акт, в котором отражаются комплектность автомобиля, его видимые наружные повреждения и дефекты, количество топлива. Акт составляется в случае, когда ремонт не ограничивается одним днем и заказчик оставляет автомобиль в организации автосервиса на некоторое время. Акт подписывают заказчик (его представитель, например, водитель или механик, отправивший автомобиль на ремонт) и представитель автосервиса (мастер-приемщик, иное уполномоченное лицо);
- документ, подтверждающий заказ на обслуживание автомобиля (далее — документ, подтверждающий заказ). Он составляется в двух экземплярах после подачи автомобиля заказчиком и принятия к исполнению заявки, подписывается заказчиком (его представителем) и организацией автосервиса. Если запчасти для ТО и ремонта предоставляет заказчик, соответствующая запись вносится в оба экземпляра документа, подтверждающего заказ. Экземпляр заказчика вместе с приемо-сдаточным актом является основанием для получения им автомобиля после ТО и ремонта;
- документ, подтверждающий факт выполнения ТО и ремонта автомобиля (например, акт выполненных работ или заказ-наряд) (далее — заказ-наряд). Данный документ составляется в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, другой остается у организации автосервиса.
Формы всех вышеперечисленных документов разрабатываются организацией автосервиса самостоятельно (с учетом установленных требований к отражаемым в них сведениям) и утверждаются ее руководителем. Например, заказ-наряд является не только бухгалтерским, но и техническим документом. В связи с этим помимо обязательных реквизитов, необходимых для первичного учетного документа, он должен содержать идентификационные сведения транспортного средства, перечень выполненных работ и использованных запчастей. Запчасти, принятые от заказчика и использованные в работе, указываются обособленно без стоимостной оценки.
При разработке формы заказа-наряда можно порекомендовать воспользоваться ранее применявшейся формой ЗН-1. Напомним, что разработанная организацией автосервиса форма заказа-наряда закрепляется в ее учетной политике в качестве формы первичного учетного документа.
В заказе-наряде также предусматриваются графы для отражения информации об отсутствии со стороны заказчика претензий по объему, качеству и стоимости выполненных работ, удостоверенные его подписью. В свою очередь организация автосервиса должна сделать запись в заказе: «Транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения», если заказчик не согласился на их устранение или устранить эти неисправности невозможно.
Бухгалтерский учет и налогообложение у заказчика
В бухгалтерском учете заказчика передача автомобиля в ремонт (в том числе длительный) обычно никак не отражается (т.е. с баланса автомобиль не списывается). Однако при желании заказчик вправе вести аналитический учет находящегося в автосервисе автомобиля на отдельном субсчете к счету, на котором учитывается автомобиль.
Фактические затраты на поддержание автомобиля в рабочем состоянии (ТО, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены. В общем случае их стоимость относится на счета учета затрат (расходов на реализацию) и по окончании отчетного периода списывается в состав расходов по текущей деятельности.
Расчеты с организациями автосервиса заказчик ведет на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Приобретенные для ремонта автомобиля запчасти учитываются на соответствующих субсчетах, открытых к счету 10 «Материалы». Их движение (передача организациям автосервиса и списание на основании документа, подтверждающего выполненные работы) отражается с использованием субсчета 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».
Детали, узлы и прочие компоненты, подвергшиеся замене в ходе ТО, ремонта автомобиля и возвращенные заказчику, приходуются им на склад с отражением в бухучете в порядке, установленном для запасов и лома, содержащего цветные, черные и драгоценные металлы.
Так, бывшие в употреблении детали, изготовленные с использованием черных металлов, но не содержащие драгоценных, приходуются на счет 10, субсчет 10-6 «Прочие материалы» как металлолом по цене возможного использования исходя из заготовительных цен специализированной заготовительной организации ГО «Белвтормет» на нерассортированный лом и отходы черных металлов.
Налогообложение
При передаче организации автосервиса запчастей для ремонта автомобиля их реализации заказчиком не происходит, поэтому такая передача не облагается налогом на добавленную стоимость.
Сумму НДС, предъявленную организацией автосервиса в заказе-наряде (ином документе, подтверждающем выполнение работ и принятым в данной организации), заказчик принимает к вычету в установленном порядке.
Стоимость расходов на ТО и ремонт автомобиля (включая стоимость запчастей, переданных организации автосервиса и использованных ею) заказчик вправе включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (при условии, что данный автомобиль заказчик использует в предпринимательской деятельности). По общему правилу они отражаются в том налоговом периоде, к которому относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) их оплаты (предварительная или последующая).
Амортизация автомобиля, находящегося в ремонте. Во время ремонта начисление амортизации по автомобилю не прекращается. Однако в зависимости от его сроков амортизационные отчисления включаются:
- в затраты на производство или расходы на реализацию и учитываются при налогообложении прибыли (при продолжительности ремонта до трех месяцев);
- в состав прочих расходов по текущей деятельности и не учитываются при налогообложении прибыли (если ремонт продолжается более трех месяцев).
Бухгалтерский учет
В случае если автомобиль заказчика остается в организации автосервиса на некоторое время, его учет ведется на забалансовом счете 002 «Имущество, принятое на ответственное хранение».
Запчасти, полученные от заказчика для ТО и ремонта автомобиля, собственностью организации автосервиса не являются, поэтому они учитываются обособленно от собственных запчастей (материалов), за балансом. Для отражения организацией автосервиса движения запчастей, принадлежащих заказчику и поступивших от него для ремонта, типовым планом счетов отдельного счета не предусмотрено. По этой причине считаем возможным организациям автосервиса учитывать такие ценности на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку»: по дебету счета отражать поступление запасных частей и материалов от заказчика, по кредиту — их списание на ремонт, техобслуживание автомобиля заказчика. Учет запчастей, поступивших для ремонта, следует вести в оценке, указанной заказчиком.
Выручка от реализации работ по ТО и ремонту автомобиля, а также расходы, связанные с их выполнением, признаются соответственно доходами и расходами по текущей деятельности организации и отражаются в бухучете автосервиса на дату их выполнения.
Налогообложение. Обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по ТО и ремонту автомобилей облагаются НДС по ставке 20%. Момент фактической реализации определяется как дата передачи выполненных работ в соответствии с оформленными документами (актами выполненных работ, заказами-нарядами и др.). Если заказчик не подписал документы за отчетный месяц (квартал) до 20-го числа (включительно) месяца (квартала), следующего за отчетным, днем выполнения работ признается день составления данных документов.
Налоговая база определяется исходя из стоимости выполненных работ, рассчитанной на основании сформированных тарифов, и цен на использованные запасные части, иные материалы (кроме запчастей и материалов заказчика).
Прибыль (убыток) от реализации работ организациями автосервиса определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров, учитываемыми при налогообложении. При этом стоимость запасных частей, поступивших от заказчика, не учитывается.