Из-за войны грузовиков Россия оказалась в логистическом тупике.
Вступая в конфликт с соседними странами и вводя против них санкции, Россия своими руками сводит на нет свое главное преимущество перед конкурентами – отличное географическое расположение. Запрет Украиной и Россией проезда большегрузов по территории соседнего государства может оказать сильное влияние на логистику. По территории Украины объем транзита после смены власти был не очень большим, но после того, как еще был запрещен проезд российских грузовиков по Польше с 1 февраля, этот путь оставался единственно возможным вариантом, чтобы попасть в Европу. Но и он с недавних пор закрыт для россиян.
Попасть в Европу можно лишь паромом из Калининграда или Литвы до Германии, но он увеличивает время доставки и затраты – на 1,2-2 тыс. евро. Доля российских перевозчиков и так раньше не была большой, но после последних событий еще снизилась. Это приводит к тому, что отечественных перевозчиков начинают теснить иностранные конкуренты.
Остается выход только в международных авиаперевозках грузов. Китай нам не поможет
Российской логистике и так приходилось непросто, но после введения санкций и контрсанкций объем товарооборота с заграничными компаниями еще более снизился. Сказалась и девальвация рубля, сделавшая импорт товаров не таким рентабельным, а снижение стоимости сырьевых продуктов на экспорт уменьшило объем товарооборота в валютном отношении. Увеличение товарооборота с Китаем не способно компенсировать падение объема со странами ЕС. В первую очередь, отношения с Поднебесной выгодны Дальнему Востоку и Южной Сибири, но везти товары из европейской части не рентабельно. Гораздо выгоднее доставлять их в Китай морем.
Перераспределение внутри страны
Логистика внутри России была в основном ориентирована на перераспределение иностранных товаров по стране, а крупные логистические центры в основном расположены возле крупных городов и главных магистралей. Из-за падения объемов импорта уменьшился и спрос на перевозки внутри страны. Сильно ударило и введение «Платона» на себестоимость перевозки, сделав их мало выгодными для владельцев компаний.
Введение импортозамещения и переориентация на страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии также пока не приносят никаких плодов. Остается только ждать, когда улучшится транспортная инфраструктура и появится большое число оборудованных складских терминалов, и, как следствие, это даст толчок в развитии логистики и снижению затрат на перевозку.