Тахограф — режим труда и отдыха.
Требование законодательства относительно обязательного использования тахографа, при работе водителя, – это не столько контроль режима работы, но и контроль соблюдения режима отдыха водителя, что непосредственно связано с безопасностью на дорогах.
Порядок и расчёт времени труда водителей должны соответствовать требованиям законодательства. Согласно правовым нормам распределение времени работы и длительности отдыха водителя, оно должно состоять из времени:
- — когда водитель управляет автомобилем в движении;
- — затраченного на подготовительные работы к рейсу, на работы по погрузке и разгрузке и т.д.;
- — простоя, произошедшего по чужой вине;
- — на работу, затраченную на технические осмотры обслуживание и устранение неисправностей грузовика;
- — на отдых, перерывы, приём пищи и т.д.
Режим работы и отдыха водителей по тахографу способствует оптимизации трудового режима водителей, и позволяет выполнить требования трудового законодательства.
Тахограф, режим труда и отдыха — особенности применения прибора.
Порядок учёта времени работы и отдыха с использоваем тахографа:
- — водитель вначале рабочей смены помещает в ячейку тахографа личную карту и вводит нужные данные на аналоговом приборе, а на цифровом – данные вводятся автоматически;
- — тахограф фиксируетданные о скоростном режиме автомобиля, его маршруте, о времени движения и простоя, контролируя работу водителя во время рабочей смены;
- — по окончанию смены, личная карта водителя изымается из устройства. При этом информация сохраняется и может в любое время расшифроваться и отпечататься.
Здесь можно заказать карту водителя для тахографа — http://www.tahocard.ru/ есть офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Волгограде, Уфе и других городах России.
Анализ рабочей смены водителя проводится на основе информации тахографа. Эта информация может выявить нарушения и отклонения в соблюдении графиков движения автомобиля и отдыха водителя.Таким же образом может проводиться анализ и для режимов работы водителя с напарником.
Мониторинг работы водителя, по требованию руководства транспортной кампании, может проводиться ежемесячно, еженедельно и даже ежесменно.
По требованию законодательства, тахограф должен быть обязательно установлен на грузовые автомобили и автобусы, которые заняты в грузопассажирских перевозках. Он позволяет:
- — фиксировать информацию о технических показателях транспортного средства;
- — учитывать режимы работы, периоды движения, простои в связи с вынужденным ремонтом, под погрузкой и разгрузкой;
- — фиксировать ошибки тахометра, а также периоды отсутствия электропитания прибора, движение автомобиля без карты водителя и даже попытки несанкционированного вмешательства в его работу
Режим работы по тахографу расшифровывается с помощью специального программного обеспечения. Тем самым позволяет руководству транспортной компании вести эффективный анализ и контроль работы автомобилей и водителей и на основе объективных данных режима работы по тахографу принимать решения по оптимизации и коррекции этого режима.
Работа по тахографу в России, режим труда.
Основное предназначение тахографа – это сбор и хранение данных о работе автомобиля, которые способствуют оптимизировать работу транспорта, логистику и эффективность маршрутов, что позволяет принимать успешные решения по развитию бизнеса. Однако информация о работе водителей также является одним из важных показателей, на основе которых составляются графики чередования работы и отдыха работников, устанавливаются оптимальные их режимы работы в соответствии российского законодательства.
Требования российского законодательства:
- — общее время управление водителем автомобиля или автобуса — не более 9 часов в день;
- — общее время управления для водителя на внутрироссийских направлениях не должно превышать 90 часов за 14 дней;
- — время кратковременного отдыха – не менее 45 минут в смену (может иметь три интервала продолжительностью по 15 минут);
- — общее время отдыха между смежными сменами работы водителя грузовика или автобуса не менее 12 часов;
- — суммарное время для отдыха водителя в неделю – 42 часа ( иногда может составлять 29 часов).
Режим работы водителя дальнобойщика по тахографу
Нормативы труда и отдыха водителей дальнобойщиков, на перевозках на дальние расстояния:
- — общее время управления для дальнобойщика — не свыше 9 часов в смену;
- — общее время управления для водителя дальнобойщика не более 90 часов за 14 дней;
- — время кратковременного отдыха не меньше 45 минут (может использоваться, как единоразово, так и может разделяться на два отрезка по 30 и 15 минут);
- — общее еженедельное время отдыха для водителя дальнобойщика – 45 часов ( может сокращено до 25 часов).
Стандартный режим работы по тахографу по России не должен быть больше 40 часов. При этом те водители, которые работают пятидневную неделю, имеют 8 часовую ежедневную смену, а те, кто шесть дней в неделю работает – то смена длится 7 часов.
Иногда особые условия работы водителей не позволяют соблюсти требования норм труда и отдыха, поэтому законодательство допускает использование принципа суммарного времени работы водителя. При этом, рабочее время суммируется обычно за месячный период.
Решение о применении суммарного времени работы принимает работодатель, однако при условии, что оно прошло согласование с профсоюзной организацией. В случае отсутствия профсоюзов – тогда согласовывается такой режим работы по тахографу непосредственно с водителями.
При использовании суммированного времени работы, продолжительность смены водителя — не более 10 часов в день. Однако когда в междугородных грузоперевозках водителю нужно доехать к месту отдыха, тогда рабочая смена, в виде исключения может быть продолжена до 12 часов.
Зачастую, из-за скоропортящегося груза требуется необходимость работы водителя более 12 часов, тогда ему назначается напарник или сменщик при условии, что кабина автомобиля оснащена местом для сна. В случае отсутствия спального места – одновременная работа двух водителей на таком автомобиле запрещена.